Содержание бизнес-плана должно охватывать следующие разделы: 1. Резюме
Основная масса бизнес-планов отклоняется инвесторами уже после прочтения резюме, поэтому качество его составления чрезвычайно важно для завоевания внимания инвестора.
Рекомендуется составлять его в последнюю очередь, чтобы внести в него самую важную для инвестора информацию. Резюме содержит следующие разделы, каждый из которых объемом 10-15 строк. Его общий объем не должен превышать 3-5 страниц. o Описание компании и бизнеса o Анализ рынка o Описание используемой технологии o Цели и стратегии o Ключевые сотрудники проекта o Финансовые показатели
2. Описание компании и бизнеса o история создания и развития компании o владельцы компании с указанием доли собственности o описание концепции бизнеса o детальное описание продукции (услуг), степень новизны o готовность продукции (услуг) к коммерческой реализации, сроки коммерциализации o существующие аналоги с учетом мирового опыта o таблицы сравнения продукции (услуг) с аналогами по всем основным параметрам o описание преимуществ перед аналогами o необходимость сертификации, наличие сертификатов o предполагаемый цикл жизни продукции на рынке o необходимость и возможности модернизации продукции
3. Анализ рынка o описание рынка, на котором работает компания, его география o объем продаж компании, основные группы потребителей o оценка объема рынка, кем она проводилась, тенденции рынка o занимаемая компанией доля рынка, планируемая доля o основные конкуренты компании, занимаемые ими доли рынка o описание преимуществ перед конкурентами o барьеры вхождения на рынок
4. Описание используемой технологии (для инновационных проектов) o степень новизны, целесообразность использования o описание используемой технологии o преимущества перед существующими технологиями o экологичность o имеющаяся и предполагаемая защита интеллектуальной собственности o принадлежность прав на интеллектуальную собственность в настоящее время и в перспективе o сроки действия существующих патентов
5. Цели и стратегии o миссия компании o долгосрочные цели компании o ключевые факторы успеха
Маркетинговая стратегия o продукция: дизайн и упаковка o ценообразование o способы распространения продукции o послепродажное обслуживание o позиционирование o реклама и PR o персонал, осуществляющий маркетинг
Оперативный план o помещения o оборудование o сырье и материалы
План по трудовым ресурсам o штатное расписание o квалификация, опыт, достижения ключевых менеджеров, владельцев компании o квалификация, опыт, обязанности неруководящих специалистов o внешние консультанты компании o организационная структура o заработная плата и премии
6. Финансовые показатели проекта o история предыдущего финансирования o имеющиеся средства o объем необходимых инвестиций o направления использования инвестиций o текущие постоянные и переменные издержки o прогноз продаж по пессимистичному, реалистичному и оптимистичному сценарию o финансовые прогнозы на предстоящие 3-5 лет отчет о прибылях и убытках комментарии к отчету о прибылях и убытках помесячный план денежных потоков показатели финансовой деятельности o предложения инвестору o стратегия выхода инвестора o дополнительные этапы финансирования
7. Анализ рисков o идентификация возможных рисков o меры, направленные на минимизацию этих рисков Приложения: • финансовая отчетность за последние 2 года • копии уставных документов • техническая информация • резюме ключевых членов команды • фотографии, рисунки